Blog

Слёзы

Езекия молился Богу о выздоровлении своем. Со слезами. На молитву пришел ответ: “так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои” (Исаия 38:5). Смотрите, Бог обратил внимание на слезы! А плакали не только праведники прошлого, но и Господь Иисус. Позвольте выделить основные виды слез. Детские слезы – “и вот, дитя плачет [в корзинке]”(Исх 2:6). Как правило – это реакция на различные раздражители, если не считать капризы самого ребенка поводом к раздражению старших. Но слезы расстроенного ребенка быстро высыхают, им не дают литься долго. Слезы радости – они светлые и сверкающие как кристал. Вот иллюстрация из повествования о закладке основания Второго храма в Иерусалиме: “Впрочем, многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно”(Ездра 3:12). Эмоциональный всплеск был настолько велик и сложен, что трудно было отделить слезы памяти о прежнем храме от слез радости о вновь воздвигаемом. Слезы скорби. Это и слезы угнетенных, у которых нет утешителя(Еккл.4:1). Это и “с плачем несущий семена”(Пс.125:6), очевидно ввиду скудости своей и тяжести работ. Плачущих от горя много, и наша святая обязанность – “плакать с плачущими” (Рим.12:15), а также передать им надежду Святого Писания о том, что «блаженны плачущие” (Мф 5:4). Плачевные песни. Есть песни, которые вызывают плачь. Помните, “мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали”(Лк 7:32)? Все скорбные расставания с любимыми сопровождались участием плакальщиц. И это было нормой – совершать всеобщий плачь по умершим. Но у алтаря Господнего ожидались только те слезы, которые выразило сердце. И когда «заставляли обливать слезами жертвенник», то это было неугодно Богу. Не себя не нужно заставлять плакать, не других. Слезы жалости к себе – очень похожи на слезы покаяния. Привожу фрагмент из происшествий в Кадес Варни: “И возвратились вы и плакали пред Господом, но Господь не услышал вопля вашего и не внял вам” (Втор 1:45). Этих людей, отправившихся на войну вопреки Господу, не услышал Господь! И слез их не увидел. Этот плачь сродни детскому плачу, и связан с дискомфортом и лишениями. Всегда – эгоистичен. Израильтяне в пустыне тоже позволяли себе такой плачь: “ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса” (Чис 11:13), даже не отдавая себе отчета в том, что по этому поводу плакать-то нельзя. Что касается вечных мучений нераскаянных грешников, то и “там будет плач и скрежет зубов” (Мф 8:12). Но это не слезы сожаления о грехах! Слезы покаяния. В Писании покаяние вызывается печалью, как написано: “Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению”(2Кор.7:10). Сперва слез не видно. Но покаяние обязательно сопровождается сокрушением. И тут наступают слезы, вызванные состоянием поражения. Нам хочется “рыдать от сокрушения духа”(Ис.65:14). Здесь говорится о личном состоянии кающегося человека. Слезы сокрушения. О грехах народа сокрушался Иеремия: “О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего”(Иер. 9:1). Это – слезы ходатайственные. И продолжает: “как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды. Об этом плачу я” (Плач 1:16). Пророк отчетливо понимал о чем он плачет. А вот Апостол Павел не просто плакал, а «работал Господу многими слезами» (о других верующих). Возлюбленные, отмечено ли наше христианство слезами? И если да, то какими? Наименьший в Нем, ваш Владимир Шариков